Передовые инженерные решения для биотехнологии и медицины
программа магистратуры
1 семестр
Физико-химическая биология для биотехнологии и биомедицины: история и методы
01
Курс «Физико-химическая биология для биотехнологии и биомедицины: история и методы» рассматривает достижения молекулярной и клеточной биологии в историческом контексте — появление новых методов, анализ ключевых экспериментов, за которые были присуждены Нобелевские премии. Очевидно, что изучение биологических систем невозможно без понимания фундаментальных основ их организации на субклеточном уровне. Дисциплина знакомит слушателей с основными молекулярно-генетическими процессами, технологиями управления свойствами биологических молекул: методами генной инженерии, генной терапии, геномного редактирования, современными подходами работы с данными, получаемыми в экспериментах с белками и нуклеиновыми кислотами.
Раздел 1. История физико-химической биологии
  1. История молекулярной биологии и генной инженерии в XX и XXI веке
  2. Основные молекулярно-генетические процессы. Центральная догма молекулярной биологии
  3. Нобелевские премии по химии, физиологии и медицине, присужденные в области физико-химической биологии

Раздел 2. Методы молекулярной биологии
  1. Нуклеиновые кислоты и физико-химические методы их изучения
  2. Секвенирование, современные подходы и теоретические основы
  3. Репликация ДНК: принципы, использование в молекулярной биологии и генной инженерии. Физико-химические методы изучения ДНК
  4. Транскрипция: принципы, регуляция и использование в генной инженерии. Физико-химические методы изучения РНК
  5. Трансляция: правила генетического кода, использование в биоинженерии и биотехнологии. Физико-химические методы изучения белков
  6. Управление свойствами биологических объектов: методы генной инженерии, РНК-интерференция, геномное редактирование
  7. Физико-химические методы: хроматография, электрофорез, центрифугирование
Основные разделы
Преподаватель
Седых
Сергей Евгеньевич
Кандидат биологических наук, руководитель магистерской программы.
Научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, автор 50 статей в Web of Science и Scopus
Инструменты биоинформатической разработки
02
Содержание дисциплины охватывает основные инструменты, которые используются в ходе разработки биоинформатического программного обеспечения. Студенты получают практические навыки работы с необходимым набором прикладных программ. В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с операционной системой Linux и основными командами для навигации, создания, удаления и копирования файлов, анализа и модификации файлов (nano, grep, cut, sort, sed).
Студенты изучат написание скриптов на bash, в том числе для работы с файлами биоинформатики. Они также познакомятся с выполнением вычислений на суперкомпьютерных кластерах, используя планировщик задач Slurm. Кроме того, будут изучены подходы к установке и запуску программ с использованием пакетного менеджера Conda, удаленного репозитория GitHub, а также контейнеров Docker и Singularity. В рамках обучения студенты освоят основы снаписания пайплайнов на языке Nextflow и разработают пайплайн для обработки биоинформационных данных с применением Slurm, Conda и Singularity.
  1. Основы работы в ОС Linux, основные команды
  2. Написание скриптов для работы с файлами при помощи bash
  3. Работы на кластере с менеджером задач Slurm
  4. Установка и запуск программ при помощи менеджера пакетов conda
  5. Запуск программ в контейнерах при помощи Docker и Singularity
  6. Основы написания пайплайнов при помощи NextFlow
  7. Создание пайплайна для обработки биоинформатических данных
  8. Настройка пайплайна: config file, slurm, conda, singularity
  9. Автоматизация запуска пайплайнов, nf-tower
Основные разделы
Преподаватель
Вихорев
Александр Викторович
Биоинформатик.
Разработчик цикла видеокурсов по биоинформатике и молекулярной биологии
Системное саморазвитие
03
Курс «Системное саморазвитие» является первым из четырех курсов о современном системном мышлении. Он представляет собой введение в современное системное мышление. Студенты изучают навыки освоения сложных интеллектуальных дисциплин, таких как системное мышление и онтологика. Осознанное определение учебных компетенций способствует более эффективному и продуктивному освоению материала. Курс помогает находить ответы на вопросы: «Чему и как учиться?», «Как систематизировать полученный опыт?», «Как обрести уверенность через развитие интеллекта?». Курс «Системное саморазвитие» раскрывает понятие современного системного мышления, способствуя формированию навыка системного анализа собственного личного развития и осознанного управления образовательным путём с удовольствием.
  1. Физический мир и ментальное пространство
  2. Обучение и время
  3. Управление вниманием
  4. Неудовлетворённость и собранность
  5. Роль
  6. Ролевое мастерство
  7. Что такое системное мышление
  8. Система
  9. Системное предпринимательство
  10. Системный менеджмент
  11. Этика, сострадание и ответственность
  12. Личное стратегирование
Основные разделы
Преподаватель
Солобоев
Сергей Владимирович
Серийный технологический предприниматель.
Сооснователь компаний Uniscan Research, Cityair, «Энергозапас» и «Полюс-СТ»
Семинары с лидерами технологических процессов-1
04
Научно-исследовательская работа слушателей программы направлена на решение реальных кейсов партнеров Передовой инженерной школы НГУ. Курс направлен на синхронизацию исследовательских и продуктовых результатов магистрантов, знакомство других студентов и руководителей с полученными индивидуальными результатами. На протяжении четырех семестров студенты видят развитие прикладных проектов сокурсников, получают обратную связь от экспертов и сами становятся в экспертную позицию. Семинары проходят в виде круглых столов. В рамках курса предусмотрено знакомство студентов с текущими проблемами производств.
  1. Актуальность проекта, цели и задачи. Знакомство с планированием научного исследования
  2. Особенности прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок
  3. Работа с литературными источниками: данные научных статей, патентов программных решений
  4. Техническое задание и календарный план. Дорожная карта проекта
  5. Метод исследования, как инструмент для выбора и построения исследовательского подхода. Методология исследования
  6. Анализ полученных данных. Представление результатов проекта
Основные разделы
Преподаватель
Тимофеева
Анна Михайловна
Кандидат биологических наук, специалист по организационной работе образовательной программы «Передовые инженерные решения для биотехнологии и медицины»
Научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, автор 40 статей в Web of Science и Scopus
2 семестр
Геномная биоинформатика
01
Содержание курса включает в себя основные этапы анализа геномных данных, начиная от фильтрации и оценки качества считываний до получения аннотированных герминальных и соматических мутаций. В процессе обучения студенты знакомятся с ключевыми этапами обработки геномных данных. Будут рассмотрены подходы к оценке качества прочтений, фильтрации и тримминга. Студенты ознакомятся с методами картирования прочтений на референсный геном. Затем будут подробно изучены различные метрики качества картирования, полученные при помощи программ Picard и Mosdepth. Студентами будет изучена и выполнена рекалибровка качества прочтений (BQSR) при помощи программы GATK4. Будут подробно изучены подходы к поиску герминальных и соматических однонуклеотидных полиморфизмов (SNP) и коротких инсерций и делеций (InDel). Также будут изучены подходы к поиску вариантов числа копий (CNV) в данных геномного секвенирования. Студентам предстоит выполнить детальную аннотацию обнаруженных вариантов и сравнить их с эталонными значениями.
  1. Оценка качества и фильтрация геномных данных
  2. Картирование прочтений на референсный геном
  3. Оценка качества картирования
  4. Рекалибровка качества прочтений (BQSR)
  5. Поиск герминальных SNP и InDel
  6. Поиск соматических SNP и InDel
  7. Поиск вариантов числа копий (CNV)
  8. Аннотация найденных вариантов
  9. Оценка качества пайплайна получения мутаций (Benchmark)
Основные разделы
Преподаватель
Вихорев
Александр Викторович
Биоинформатик.
Разработчик цикла видеокурсов по биоинформатике и молекулярной биологии.
Интеллектуальная собственность в биотехнологии и медицинском приборостроении
02
Интеллектуальная собственность – это совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности и некоторые приравненные к ним объекты. Правовое регулирование интеллектуальной собственности сегодня осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов, центральное место среди которых принадлежит части IV Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». В рамках курса обсуждаются особенности и проблемы патентования разработок в России и за рубежом, стратегия научных исследований и опытно-конструкторских разработок в контексте патентования. Отдельная часть курса посвящена технологиям обратного инжиниринга, обходу патентов и лицензированию.
Раздел 1. Система охраны интеллектуальных прав в Российской Федерации и ее применимость к медицине и биотехнологиям
  1. Авторское право в медицине и биотехнологиях
  2. Патентное право в медицине и биотехнологиях
  3. Охрана средств индивидуализации
  4. Иные инструменты охраны интеллектуальных прав

Раздел 2. Международная охрана интеллектуальных прав
  1. Система РСТ и международная охрана изобретений
  2. Мадридская система и международная охрана товарных знаков
  3. Иные международные соглашения в области интеллектуальных прав

Раздел 3. Распоряжение и защита интеллектуальных прав
  1. Регулирование прав между автором и правообладателем
  2. Использование Результатов интеллектуальной деятельности
  3. Защита прав в судебном и внесудебном порядке
Основные разделы
Преподаватель
Шехтман
Екатерина Львовна
Старший преподаватель кафедры ПОРЭ ЭФ НГУ
Патентный поверенный РФ № 1070, директор ООО «ИНКО ПАТЕНТ»

Методы искусственного интеллекта и машинного обучения в биологии и медицине
03
Методы машинного обучения уже нашли широкое применение в различных областях биологии. Они оказались наиболее полезными для интерпретации больших наборов геномных данных и аннотации большого числа элементов генома. Программа курса знакомит слушателей с теоретическими основами высшей математики, необходимыми для применения искусственного интеллекта и машинного обучения, в том числе, изучаются математические методы, лежащие в основе оптимизации и обучения нейронных сетей, метода машинного обучения. В рамках курса предусмотрено знакомство с базами данных, концепцией и методологией управления данными, математическими основами теории построения баз данных. Курс включает знакомство с методами поиска решений в пространстве состояний, критериями оценки стратегий поиска и алгоритмами поиска. В рамках дисциплины изучаются методы проверки статистических гипотез, линейные модели регрессии, классификации и кластеризации, ансамбли и деревья решений, нейросетевые технологии машинного обучения.
Раздел 1. Языки программирования
  1. Интерпретируемые языки программирования. Обзор
  2. Переменные. Динамическая типизация
  3. Условные операторы

Раздел 2. Работа с данными
  1. Абстрактные типы данных
  2. Работа с массивами. Работа со строками
  3. Работа с файлами и потоками ввода вывода
  4. Объектно-ориентированное программирование на Python
  5. Обработка исключений
Основные разделы
Преподаватель
Укладов
Егор Олегович
Биоинформатик
Разработчик курса «Методы искусственного интеллекта и машинного обучения в биологии и медицине»
Микробиология в биотехнологии и медицине
04
Курс предназначен для студентов, которые планируют использовать бактерии для решения биотехнологических задач, и для поиска новых терапевтических средств (антибиотиков, бактериофагов, других потенциальных биопрепаратов). Курс включает теоретические основы микробиологии, знакомство с бактериями, их сообществами, вирусами, их практическим применением. Студенты познакомятся с различными типами антибиотиков и механизмом их действия, а также с современными подходами поиска новых антибиотиков. Курс знакомит с многообразием бактериофагов, опытом их применения в медицине, а также способами изучения и оценки терапевтического потенциала бактериофагов. Большой раздел курса посвящен микробным сообществам, их роли в формировании микробиоты и виробиоты человека в норме и при различных патологиях. Роли микроорганизмов в охране окружающей среды, сельском хозяйстве, и промышленности.
Раздел 1. Введение в микробиологию
  1. Типы микроорганизмов
  2. Антибиотики
  3. Бактериофаги
  4. Фаготерапия
  5. Микробные сообщества

Раздел 2. Применение микробиологии в биотехнологии и медицине
  1. Роль микроорганизмов в охране окружающей среды
  2. Роль микроорганизмов в сельском хозяйстве
  3. Значение микроорганизмов в промышленности
  4. Биотехнологические процессы получения ферментных препаратов
  5. Теоретические и практические основы получения белковых продуктов, витаминов, ферментов, аминокислот
Основные разделы
Преподаватель
Воронина
Елена Николаевна
Кандидат биологических наук, научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, СУНЦ НГУ, доцент

Онтологика и коммуникации
05
Дисциплина является продолжением курса «Системное саморазвитие». Курс знакомит со сложными мыслительными практиками, помогает четко мыслить и выражать мысли, понимать предмет обсуждения, строить надежные рассуждения, описывать процессы, явления и структуру мира, конструктивно решать конфликты, извлекать и структурировать информацию. В основе лекционного материала лежат результаты исследований начала XXI века. И в настоящее время НГУ — это единственный вуз, где студенты могут прослушать данный курс, а между тем он является необходимым для освоения сложных мыслительных практик.
  1. Слова и их значения, работа с типами
  2. Описание, соответствующее требованиям
  3. Интерпретатор к описанию
  4. Нарратив и объяснение
  5. Целеориентированная коммуникация
  6. Кооперативные диалоги
  7. Отношения между объектами и онтологический дребезг
  8. Погружение в требования
  9. Явная передача контекста и управление состоянием адресата
  10. Причинность и байесианское обновление в полной форме
  11. Формулирование хороших гипотез и их проверка
  12. Саммари и групповая работа
Основные разделы
Преподаватель
Солобоев
Сергей Владимирович
Серийный технологический предприниматель.
Сооснователь компаний Uniscan Research, Cityair, «Энергозапас» и «Полюс-СТ»
Семинары с лидерами технологических процессов-2
06
Научно-исследовательская работа слушателей программы направлена на решение реальных кейсов партнеров Передовой инженерной школы НГУ. Курс направлен на синхронизацию исследовательских и продуктовых результатов магистрантов, знакомство других студентов и руководителей с полученными индивидуальными результатами. На протяжении четырех семестров студенты видят развитие прикладных проектов сокурсников, получают обратную связь от экспертов и сами становятся в экспертную позицию. Семинары проходят в виде круглых столов. В рамках курса предусмотрено знакомство студентов с текущими проблемами производств.
  1. Техническое обеспечение реализации продукта (этапы реализации проекта, план экспериментов, сроки и ожидаемые результаты)
  2. Инженерия проекта
  3. Аналоги и конкурентные преимущества. Выявление инженерных барьеров и способы их преодоления
  4. Структура бизнес-плана инновационного проекта. Анализ рынка и стратегия продвижения продукта. Поиск финансирования
  5. Научные исследования и разработка технико-экономического обоснования
  6. Анализ полученных данных. Представление результатов проекта
Основные разделы
Преподаватель
Тимофеева
Анна Михайловна
Кандидат биологических наук, специалист по организационной работе образовательной программы «Передовые инженерные решения для биотехнологии и медицины»
Научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, автор 40 статей в Web of Science и Scopus
3 семестр
Современные методы преподавания наук о жизни
01
Дисциплина «Современные методы преподавания наук о жизни» направлена на изучение современных подходов к преподаванию биологии, химии и смежных дисциплин в свете требований новых ФГОС, а также специфики профессиональной переподготовки в научно-исследовательских организациях и в компаниях реального сектора экономики. В курсе рассматриваются особенности методической подготовки преподавания наук о жизни и биоинформатике, технологии проведения конкурсов, школ, олимпиад, проектных смен, других форматов обучения. Рассматриваются вопросы ранней профориентации, дополнительного образования, профессиональной переподготовки, наставничества в научно-исследовательских организациях и биотехнологических компаниях.
Содержание учебного курса охватывает круг вопросов, связанных с основами педагогики; спецификой педагогической среды вуза; планированием и организацией учебного процесса; техниками мотивации и управления аудиторией; технологиями обучения студентов; методами контроля усвоения учебного материала. Рассматриваются психолого-педагогические особенности и модели взаимодействия педагога и студенческой аудитории; составляющие эффективного обучения и педагогического мастерства.
  1. Методика преподавания как педагогическая наука и учебная дисциплина. Тьюторский подход в образовании
  2. История биологии, химии, физики в контексте развития образовательных программ. Историческое становление университетского преподавания и преподавание наук о жизни
  3. Особенности методической подготовки и преподавания наук о жизни в вузе, средней школе, дополнительном образовании и в профессиональной переподготовке. Факторы эффективности преподавания
  4. Методы и приемы, направленные на развитие ассоциативного и системного мышления у обучающихся. Методология и методика преподавания наук о жизни на интегративно-смысловой основе в развитии метапредметных способностей учащихся. Педагогические подходы при исследовании междисциплинарных интеграций знаний.
  5. Олимпиады, конкурсы, проектные смены, хакатоны, интенсивы как способы вовлечения в науки о жизни
  6. Методические рекомендации и условия эффективного использования форм обучения. Ораторское искусство как основа лекционного процесса. Специфика современного лекционного процесса. Лекция как основная форма трансляции научной информации. Лекция как форма коммуникации
  7. Законодательство РФ о преподавании, ФГОС
  8. Особенности профессиональной переподготовки в реальном секторе экономики. Корпоративные системы обучения
Основные разделы
Преподаватель
Соловьев
Владимир Игоревич
Старший преподаватель
кафедры молекулярной биологии и биотехнологии Факультета естественных наук НГУ и кафедры естественных наук СУНЦ НГУ
Проблемы и задачи биоэтики в науках о жизни
02
Курс рассматривает предмет биоэтики в историческом контексте и вводит слушателя в современные проблемы, знакомит с нормативными документами разного статуса. Освоение курса помогает исследователю планировать биологические эксперименты с участием модельных организмов знакомит с современными методическими подходами, оборудованием, методами моделирования. Особенностью данного курса является рассмотрение биоэтических проблем в контексте конкретно-научной деятельности биолога — исследовательской и экспериментальной работы. Особое внимание в курсе уделяется обсуждению нормативно-правовой базы в области биоэтики и медицинской практики, интерпретации отдельных документов, регламентирующих данные проблемы в нормативно-правовом поле различных государств.
Раздел 1. Этика коммуникации с обществом
  1. Теоретические основы научных коммуникаций
  2. СМИ как инструмент коммуникации с обществом
  3. Особенности подготовки контента для широкой аудитории
  4. Законодательные и моральные аспекты коммуникации с обществом

Раздел 2. Биоэтика работы с лабораторными животными
  1. Основные требования и подходы по работе с лабораторными животными. Биология лабораторных животных
  2. Инфекционные агенты лабораторных животных, их влияние на исследования. Организация мониторинга здоровья
  3. Признаки боли, дистресса лабораторных животных. Гуманные конечные точки. Классификация процедур по степени тяжести
  4. Дизайн процедур, планирование эксперимента, подача заявок в биоэтическую комиссию. Работа комиссий по биоэтике и этическая экспертиза заявок
Основные разделы
Преподаватели
Литвинова
Екатерина Анатольевна
Кандидат биологических наук. Директор НОЦ «Технология биополимеров» доцен физико-технического факультета НГТУ, член правления RusLASA
Позднякова
Юлия Сергеевна
Научный коммуникатор, начальник управления по популяризации научных достижений Сибирского отделения РАН (издание «Наука в Сибири», проект «КЛАССный ученый»), преподаватель научной журналистики
Практическое системное мышление
03
Практическое системное мышление является третьей частью раздела о системном мышлении. Данная дисциплина помогает слушателям структурировать проект в целом, думать о сложном проекте по частям, не теряя из виду целого. Развитие системного мышления способствует развитию способности удерживать внимание на предпринимательских возможностях, внешних проектных ролях, описании и воплощении системы, работах проекта, способах и методах выполнения этих работ. Слушатели получают компетенцию выявления проектной и трудовой роли сотрудников, квалификацию и компетенции.
  1. О мышлении
  2. Воплощение и описание системы
  3. Роли
  4. Системные уровни
  5. Целевая система и её надсистема
  6. Как описывать системы
  7. Системное моделирование
  8. Вместо глоссария: онтология системного подхода третьего поколения
Основные разделы
Преподаватель
Солобоев
Сергей Владимирович
Серийный технологический предприниматель.
Сооснователь компаний Uniscan Research, Cityair, «Энергозапас» и «Полюс-СТ».
Семинары с лидерами технологических процессов-3
04
Научно-исследовательская работа слушателей программы направлена на решение реальных кейсов партнеров Передовой инженерной школы НГУ. Курс направлен на синхронизацию исследовательских и продуктовых результатов магистрантов, знакомство других студентов и руководителей с полученными индивидуальными результатами. На протяжении четырех семестров студенты видят развитие прикладных проектов сокурсников, получают обратную связь от экспертов и сами становятся в экспертную позицию. Семинары проходят в виде круглых столов. В рамках курса предусмотрено знакомство студентов с текущими проблемами производств.
  1. Оценка коммерческих перспектив продукта и определения целевых сегментов. Оценка потенциальных конкурентных преимуществ
  2. Самоорганизация инновационного проекта, его презентация
  3. Оценка перспектив проекта, возможность масштабирования и укрупнения производства
  4. Инструменты поддержки инновационных проектов, взаимодействие с организациями
  5. Анализ полученных данных. Представление результатов проекта
Основные разделы
Преподаватель
Тимофеева
Анна Михайловна
Кандидат биологических наук, специалист по организационной работе образовательной программы «Передовые инженерные решения для биотехнологии и медицины»
Научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, автор 40 статей в Web of Science и Scopus
Практическое применение искусственного интеллекта и машинного обучения для решения прикладных задач в науках о жизни
05
Курс «Практическое применение искусственного интеллекта и машинного обучения для решения прикладных задач в науках о жизни» рассматривает прикладные аспекты использования нейросетей для решения специализированных задач, связанных с обработкой биологических и биомедицинских данных. Студенты научатся понимать и применять весь спектр методов машинного обучения и искусственного интеллекта к биологическим задачам: от регрессий до глубоких нейронных сетей. В данном курсе будут рассмотрены основные направления ИИ как перспективного раздела науки о данных: методы интеллектуального анализа больших данных, методы машинного обучения, методы представления и первичной обработки данных.
Раздел 1. Введение в машинное обучение и искусственный интеллект
  1. Понятия искусственного интеллекта и машинного обучения
  2. Регрессия (Линейная и логистическая)
  3. Введение в нейронные сети и классификация

Раздел 2. Задачи машинного обучения
  1. Алгоритм обратного распространения ошибки и регуляризация
  2. SVM и деревья решений
  3. Обучение без учителя, кластеризация
  4. Рекомендательные системы и детектирование аномалий
  5. Стохастический градиентный спуск
  6. Инструменты ИИ для медицинских задач
  7. Обработка медицинских данных
Основные разделы
Преподаватель
Укладов
Егор Олегович
Биоинформатик
Разработчик курса: «Методы искусственного интеллекта и машинного обучения в биологии и медицине»
Синтетические нуклеиновые кислоты в биотехнологии и медицине
06
Курс «Синтетические нуклеиновые кислоты в биотехнологии и медицине» рассматривает строение нуклеиновых кислот, уровни структурной организации нуклеиновых кислот и типы взаимодействий. Дисциплина знакомит со стратегией синтеза коротких и протяженных молекул ДНК, РНК, их производных и модификаций. Курс знакомит с различными методами выделения, очистки и анализа качества полученного продукта. Отдельное внимание уделено синтетическим ДНК, РНК и производным, их конструированию, сборке и обратному инжинирингу терапевтически значимых соединений. Один из разделов курса посвящен вопросам практического использования синтетических аналогов нуклеиновых кислот для диагностики, лечения, а также конструирования биочипов. Курс знакомит с применением олигонуклеотидов для генетического анализа и систем массового параллельного секвенирования нуклеиновых кислот, применением антисмысловых олигонуклеотидов в сфере медицины.
Раздел 1. Химия нуклеиновых кислот
  1. Нуклеозиды, нуклеотиды, нуклеиновые кислоты. Номенклатура и обозначения
  2. Дезоксирибонуклеиновая кислота
  3. Рибонуклеиновая кислота
  4. Развитие химического синтеза нуклеиновых кислот
  5. Современный твердофазный амидофосфитный метод синтеза ДНК и РНК

Раздел 2. Терапевтические нуклеиновые кислоты
  1. Терапевтические нуклеиновые кислоты
  2. Антисмысловые олигонуклеотиды и малые интерферирующие РНК
  3. Основы конструирования синтетических олигонуклеотидов для молекулярной диагностики и терапии
  4. Доставка терапевтических нуклеиновых кислот
  5. Перспективы медицинского применения нуклеиновых кислот
Основные разделы
Преподаватель
Стеценко
Дмитрий Александрович
Кандидат химических наук, заведующий лабораторией Физического факультета НГУ
Биомедицинские технологии: разработка диагностических систем
07
Курс «Биомедицинские технологии: разработка диагностических систем» посвящен знакомству с современными биомедицинскими и диагностическими системами, теоретическими, практическими и юридическими аспектами их разработки, сертификации и внедрения. Специалисты компаний-партнеров Передовой инженерной школы НГУ, имеющие практический опыт разработки данных продуктов, рассмотрят технологические барьеры и способы их достижения, теоретические, практические и законодательные ограничения в данной области.
  1. Методы биологических исследований, используемые в диагностике
  2. Специфичность, чувствительность, воспроизводимость диагностических систем. Положительные и отрицательные контроли
  3. Особенности дизайна ПЦР систем диагностики
  4. Особенности дизайна ИФА систем диагностики
  5. Особенности дизайна систем диагностики, основанных на секвенировании
  6. Особенности разработки систем диагностики, основанных на применении микрофлюидных технологий
  7. Обратный инжиниринг диагностических систем, работа с патентами и научными публикациями
  8. Контроль качества при производстве диагностических систем
  9. Сертификация и патентование диагностических систем
Основные разделы
Преподаватель
Науменко
Ольга Борисовна
Директор ООО «МБС — Технология».
4 семестр
Введение в системную инженерию
01
Заключительная часть раздела о системном мышлении, курс «Введение в системную инженерию», помогает структурировать проекты; учит рассуждать о методе, практике, деятельности, труде, инженерии. В курсе будет рассмотрена системная схема проекта, которая разворачивается для длинных проектных цепочек. В курсе подробно рассказывается о том, как думать о цепочке проектов, приводящих к созданию какой-то системы для клиента: собственник создаёт предприятие, предприятие в лице менеджера по развитию создаёт команду проекта, команда проекта создаёт систему. Курс помогает продумывать каждое звено цепочки.
  1. Методология как фундаментальная дисциплина
  2. Создание и развитие: не жизненный, не цикл
  3. Концепция создания и развития системы (модель жизненного цикла)
  4. Практика как объект первого класса
  5. Системная схема проекта и предприятия
  6. Безмасштабная непрерывная системная инженерия
  7. Непрерывная разработка
  8. Непрерывное принятие архитектурных решений
  9. Непрерывное введение в эксплуатацию (DevOps)
Основные разделы
Преподаватель
Солобоев
Сергей Владимирович
Серийный технологический предприниматель.
Сооснователь компаний Uniscan Research, Cityair, «Энергозапас» и «Полюс-СТ».